Mazda R360 Coupe (1960–1966)
Хотя R360 — это кей-кар, то есть автомобиль, который вписывается в самую маленькую автомобильную категорию Японии, ограниченную автомобилями с двигателями объемом менее 660 куб. см, это купе 1960 года положило начало ассоциации Mazda с производством веселых автомобилей. С двигателем V-twin объемом 356 куб. см оригинальный R360 выдавал около 16 л. с. и поставлялся либо с четырехступенчатой механической коробкой передач, либо с двухступенчатой автоматической. Этого было более чем достаточно для 838-фунтовой мини-Mazda.
Хотя он и дал Mazda старт, он не продержался долго, выпускаясь всего около шести лет. Тем не менее, R360 предлагал интересную цветовую гамму, включая Opal Green, Maroon Rouge и Somerset Blue, в то время как версия Deluxe выпускалась в двух двухцветных вариантах с синей или красной крышей над кузовом Cream.
Mazda Familia (1963–1968)
Следующей в очереди на массовое производство автомобилей Mazda стала Mazda Familia, также известная как Mazda 800 за пределами Японии. Оригинальная Familia была представлена как фургон, но в ноябре 1964 года была представлена первая версия купе. Хотя изначально эти автомобили были оснащены двигателями I-4 объемом 782 куб. см, в 1965 году для купе Familia 1000 была представлена итерация объемом 985 куб. см. Она выдавала 67 л. с. и крутящий момент 59 фунт-фут и работала в паре с четырехступенчатой механической коробкой передач.
Кузов Familia был разработан Джорджетто Джуджаро, когда он работал в Carrozzeria Bertone, и вы можете увидеть многие из этих итальянских влияний по всему купе 1000. США никогда не импортировали эти Familia, поскольку они в основном продавались в Японии и Океании. Это купе было важно само по себе, но оно привело к появлению доступного автомобиля с радикальным двигателем, который сделал Mazda печально известной в кругах энтузиастов на десятилетия.
Mazda Cosmo (1967-1972)
Трудно говорить о Mazda и роторных двигателях, не упомянув первое поколение Cosmo. Первая серия — L10A — никогда не поставлялась в США, но прославилась в Японии благодаря использованию в научно-фантастическом сериале «Возвращение Ультрамена», который транслировался на Tokyo Broadcasting System (TBS). Cosmo также ознаменовал собой введение первого серийного роторного двигателя, основанного на конструкции Феликса Ванкеля 1957 года. Этот двигатель был построен по лицензии и решил многие проблемы, с которыми сталкивалась оригинальная конструкция.
Mazda Cosmo (110S)
Большинство роторных Mazda, продаваемых в США, имели обозначение RX, но Cosmo — нет. Вместо этого вторая серия (L10B), которая продавалась здесь, имела обозначение 110S и изначально поставлялась с двигателем 10A, известным как 0813. Из 833, выпущенных для мирового производства, только шесть были проданы в США.
L10B также использовался как первый заводской гоночный образец Mazda, чтобы доказать надежность роторного двигателя 10A, но было изменение. В то время как серийные двигатели 0810 и 0813 использовали боковые впускные отверстия на каждом корпусе ротора, модифицированная версия 0810, используемая для гонок, получила боковое и периферийное впускное отверстие с дроссельным клапаном, переключающимся с бокового отверстия для низких оборотов на периферийное отверстие для высоких оборотов.
Mazda Capella/618/616/RX-2 (1970–1978)
Mazda Capella 1970 года ознаменовала первое поколение Mazda, использующее второй серийный роторный двигатель, 12A. Этот 1,2-литровый роторный двигатель передавал 130 л. с. и 115 фунт-фут крутящего момента на задние колеса Capella с помощью механической коробки передач. Тем временем, сама Capella была отправлена в Америку, возвещая о появлении Mazda Motor of America в 1970 году. Там она была переименована в Mazda 616 и 618, на короткое время даже используя 1,8-литровый I-4, в то время как роторная версия была названа RX-2.
Версия Capella 1971 года была переименована в 616 в Америке, так как она поставлялась с 1,6-литровым I-4, который также использовался в более поздних моделях Mazda, продаваемых в США, о которых мы поговорим позже. В 1972 году 616 стала 618 с введением недолговечного 1,8-литрового I-4. Это продолжалось всего около года, прежде чем только RX-2 стала единственной версией Capella для рынка США.
Mazda Familia/R100 Rotary (1968–1977)
Опять же, большинство, возможно, не знакомы с названием Familia Rotary, однако этот автомобиль стал основой для Mazda R100 1971–1972 годов, продававшейся в Америке. Вместо того, чтобы использовать тот же рядный четырехцилиндровый двигатель, что и стандартная Familia, R100 использовал роторный 12A. Выдавая почти 130 л. с. от своего уникального двигателя, R100 также помог Mazda закрепиться в автоспорте с роторными спортивными прототипами, которые в конечном итоге привели к победе в Ле-Мане 787B.
Чтобы соответствовать FMVSS 1970-х годов (правила США), квадратные фары Mazda Familia Rotary были заменены круглыми фарами для R100. Хотя продажи были ограничены американским Тихоокеанским Северо-Западом, R100 стал хитом среди всех, кто его купил.
Mazda Grand Familia/Savanna/808/Mizer/RX-3 (1972-1977)
Первоначально Mazda Grand Familia должна была заменить Familia, но в 1972 году, когда разразился энергетический кризис 1970-х годов, эти планы изменились, в результате чего Mazda переделала Grand Familia в более дорогую версию Familia. В США, она называлась как 808 с 1972 по 1977 год; она использовала 1,6-литровый двигатель I-4, а родственный Mizer использовал 1,3-литровый двигатель I-4 с 1976 по 1977 год. RX-3, известный в Японии как Savanna, был более спортивной версией как 808, так и RX-2.
Mazda RX-3 (1972–1978)
Как вы уже догадались, RX-3 использовал роторный двигатель. В то время как оригинальный Savanna и неамериканские RX-3 использовали 10A от R100, американцы получили 12A от RX-2. RX-3 не был быстрее или лучше, чем RX-2, но двигатель 12A в обоих был первым двигателем, построенным за пределами Европы или США, который финишировал в 24 часах Ле-Мана. Этот подвиг вдохновил Mazda вложиться в эту историческую гонку достаточно сильно, чтобы много лет спустя она выиграла ее в 1991 году с еще более радикальным роторным двигателем: R26B.
Mazda Cosmo (1981-1987)
Mazda Cosmo продолжила эру электронного впрыска топлива, начав с Cosmo Rotary Turbo 1982 года. Этот двигатель был основан на 1,2-литровом роторном двигателе 12A с добавлением турбонагнетателя, увеличивающего мощность до 160 л. с. и крутящего момента 167 фунт-фут. На момент своего появления Cosmo Rotary Turbo был самым быстрым серийным автомобилем в Японии — пока не был представлен Nissan Skyline RS. США никогда не увидят версию Cosmo с роторным двигателем, импортируемую из новых, но мы увидим купе, седан и универсал 929 с 2,0-литровым I-4. Это также будет последний Cosmo, экспортируемый из Японии за пределами продаж на сером рынке.
Mazda Cosmo Super Injection Limited (1984-1985)
Второй инжекторный роторный двигатель присоединится к линейке Cosmo, появившись в Super Injection Limited. Он использовал 1,3-литровый 13B-RESI — что расшифровывалось как Rotary Engine Super Injection — который, по утверждениям Mazda, имел эффект наддува от резонанса Гельмгольца открытия и закрытия впускных каналов. При использовании заводской системы впрыска топлива Bosch L-Jetronic, 13B-RESI выдавал почти 135 л. с. и 133 фунт-фут крутящего момента. Этот двигатель также нашел применение в Series II RX-7 …
Mazda RX-7 FB-Generation (1978-1988)
К чему мы сейчас приступим. RX-7 на шасси FB выпускался с 1978 по 1988 год в трех поколениях или сериях. Серия I, продававшаяся с 1978 по 1980 год, имеет буквенно-цифровой код SA22C на своем VIN. (Забавный факт: сын ведущего дизайнера Матасабуро Маэды, Икуо Маэда, продолжил разрабатывать Mazda 2 и RX-8, преемника RX-7.) Что действительно отличало RX-7 от других спортивных автомобилей того времени, так это его роторный двигатель и низкое расположение за передней осью. Это не только обеспечивало FB низкий центр тяжести, но и обеспечивало лучшее распределение веса спереди назад.
Это поколение также ознаменовало появление первой модели RX-7 Turbo, также известной как Savanna Turbo. В то время как Cosmo и Luce (модель 1986–1987 годов, которая никогда не продавалась в США) были первыми Mazda с роторными турбодвигателями, RX-7 станет первым автомобилем Mazda с роторным турбодвигателем, выпущенным в США. Имея мощность почти 165 л. с., RX-7 Turbo 1983 года выпуска был ограничен одним годом производства, поскольку поколение RX-7 FC собиралось поступить в продажу.
Mazda Eunos Cosmo JC-Generation (1990–1996)
Что отличает 20B от других роторных двигателей Mazda, так это то, что это был первый трехроторный двигатель заводского производства. С рабочим объемом 2,0 литра и двумя последовательными турбокомпрессорами Eunos Cosmo выдавал почти 280 л. с. и крутящий момент 300 фунт-фут при давлении наддува 10 фунтов на квадратный дюйм. Этот двигатель был основан на двигателе прототипа гоночного автомобиля 757, 13G, из Ле-Мана, но с боковыми впускными отверстиями вместо периферийных впускных отверстий 13G. Единственным грустным тромбоном здесь было то, что серия JC предлагалась только с четырехступенчатой автоматической коробкой передач.
Вы также обнаружите, что многие 13B-REW переделаны в трехроторные с использованием эксцентрикового вала и промежуточного корпуса, основанного на деталях от 20B, поскольку эти оригинальные детали давно сняты с производства Mazda. Был R20B Renesis, произведенный для концепт-кара Furai 2007 года, но этот двигатель был построен Racing Beat. Хотя он был основан на роторном двигателе Renesis RX-8, официального трехроторного эксцентрикового вала от Mazda нет, и он представляет собой полностью кастомный комплект с дополнительным корпусом и центральной пластиной. Были надежды, что этот двигатель R20B Renesis будет произведен вместе с гоночным автомобилем Le Mans, прежде чем Furai загорелся и был уничтожен в 2008 году.
Mazda RX-7 FC-Generation (1986–1990)
В период с 1989 по 1990 год Mazda RX-7, спортивный автомобиль с роторным двигателем, получил некоторые обновления и добавил всю свою модель: GTUS. Он взял легкую отделку GTU и добавил все детали, которые делали Turbo II особенным, такие как 16-дюймовые колеса, четырехпоршневые передние тормоза, вентилируемые задние тормозные роторы, удаление заводского люка на крыше и вязкостный дифференциал повышенного трения с передаточным отношением 4,30:1. . К сожалению, Mazda не задокументировала, сколько GTUS было построено и было сделано в соответствии с классом серии IMSA GTU. Слухи об их количестве производства колеблются от 100 до 1000.
Mazda MX-5 Miata NA-Generation (1989-1997)
Кабриолет, который возродил революцию или, по крайней мере, возрождение классического двухместного спорткара, Mazda Roadster 1989 года, более известный как MX-5 Miata в США или Eunos Roadster в Японии, вызвал ассоциации со старыми британскими родстерами, такими как MG B и Triumph Spitfire, но на него можно было положиться, он заводился каждый раз, когда вы поворачивали ключ. MX-5 на десятилетия стал эталоном небольших недорогих спорткаров. «В результате получился автомобиль, который понравится всем, от секретарш до гонщиков вне работы», — писали во время его первого теста в 1989 году. «От поверхностного первого впечатления до глубокого исследования Miata выдерживает любую проверку».
Первые несколько модельных лет Miata поставлялись с 1,6-литровым I-4 мощностью около 115 л. с. и крутящим моментом 100 фунт-фут, сочетавшимся с пятиступенчатой механической коробкой передач или четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Это изменилось в 1994 модельном году с введением более крупного 1,8-литрового двигателя мощностью около 129 л. с. и крутящим моментом 110 фунт-фут. Опционально модели для США и Японии могли получить Torsen LSD для своих новых 1,8-литровых двигателей, поскольку вязкостный дифференциал был недостаточно долговечным. Однако в Великобритании появилась версия, посвященная победе Mazda в гонке 24 часа Ле-Мана с моделью 787B, которая не только включала ту же самую дикую схему окраски, но и поставлялась с преобразованием турбонагнетателя.
Mazda RX-7 FD-Generation (1991–1995)
Cosmo всегда считался символом мира Mazda, но RX-7 поколения FD — это автомобиль, который все хотят и по сей день. 1,3-литровый 13B-REW выдавал всего 255 л. с., но он был подкреплен пятиступенчатой механической коробкой передач и помог RX-7 разогнаться до 60 миль в час всего за пять секунд — число, которое было впечатляющим для начала 1990-х годов. Что действительно заставило FD сиять, так это его шасси. Как и у FC до него, размещение 13B за передней осью дало RX-7 распределение веса 50/50.
Mazda RX-8 (2003–2012)
Для США роторный двигатель пережил настоящее возрождение в 2003 году с появлением уникального спортивного автомобиля Mazda RX-8. Вместо того, чтобы быть традиционным купе, RX-8 был четырехдверным, как RX-7, который он как бы заменил, с задними распашными дверями «freestyle» — как их называет Mazda — которые были больше похожи на те полудвери на пикапах с удлиненной кабиной, которые не могут открыться, не открыв сначала передние двери. Он также поставлялся с новым роторным двигателем под названием Renesis. Официально известный как 13B-MSP (Multi-Side Port), он имел меньшие выбросы и экономию топлива по сравнению с 13B-REW и выдавал 250 л. с. без необходимости в турбонагнетателе.