Учитывая, что производство экологически чистой энергии часто сосредоточено на солнечной энергии, а электрифицированные автомобили требуют регулярной подзарядки, можно задаться вопросом, почему все больше автопроизводителей не следуют стратегии Toyota по установке солнечной крыши для нового Prius Prime 2023 года. За 610 долларов обычную крышу подключаемого гибрида заменяют стеклянной панелью, пронизанной фотоэлектрическими элементами. В конце концов, кому не нравится идея электромобиля, который может заряжаться сам?
Обычное объяснение того, почему солнечные панели на электромобилях не получили широкого распространения, — это их низкая относительная выгода. Просто недостаточно площади поверхности, которую можно было бы покрыть фотоэлектрическими элементами и обеспечить значимый уровень мощности. Электродвигатели, как правило, энергоемкие, и даже солнечные панели последнего поколения не могут обеспечить достаточно энергии, чтобы проехать на них значительное расстояние. Недаром проекты солнечных автомобилей, подобные проекту Aptera, оказались сверхлегкими, аэродинамическими, но странными конструкциями в попытке обойти реалии малой генерации солнечной энергии.
У Тойоты другой подход. Опция солнечной крыши на Prius Prime последнего поколения будет подзаряжать аккумулятор подключаемого гибрида, но автопроизводитель на самом деле не намерен резко менять показатель общего запаса хода. Вместо этого энергия от панели мощностью 185 Вт поможет компенсировать соседние потребители, такие как климат-контроль и другая электроника в салоне.
Где вы паркуетесь и куда ездите?
Стоит ли тратить дополнительные деньги сверх заявленной цены Prius Prime, во многом зависит от того, где вы будете ездить на своем подключаемом гибриде и где вы будете его парковать. Очевидно, что владельцы в солнечных местностях, вероятно, увидят наибольшую выгоду, поскольку большое количество солнечного света позволяет солнечной крыше Prius Prime обеспечивать электроэнергию круглый год.
Между тем, те, кто живет в местах, где времена года более изменчивы, могут вообще не осознавать тех же преимуществ.
В зависимости от того, где вы припаркуете свой PHEV, также повлияет на вклад от солнечной крыши. Если вы заряжаете Prius Prime в гараже или под навесом, вы все равно не получите солнечного света. Учитывая выбор между подключением домашнего зарядного устройства уровня 2, которое заряжает батарею примерно за четыре часа, или небольшой подзарядкой от солнца, разумный выбор очевиден.
Даже в лучшем случае это не быстрая зарядка.
Если бы вы могли гарантировать достаточное количество солнечного света, чтобы солнечная крыша Prius Prime работала с максимальной эффективностью, сколько времени потребовалось бы для подзарядки аккумулятора? Как это обычно бывает с подключаемыми гибридами, Toyota имеет литий-ионный аккумулятор меньшего размера, чем был бы полностью электрическим автомобилем.
Для этого поколения Prius PHEV Toyota фактически увеличила емкость аккумуляторной батареи. В частности, Prius Prime 2023 года поставляется с пакетом мощностью 13,6 кВтч; Toyota bZ4X Full EV, напротив, в стандартной комплектации получает пакет мощностью 71,4 кВтч.
В лучшем случае, когда солнечная крыша работает с максимальной эффективностью, для полной зарядки аккумулятора Prius Prime потребуется около 74 часов солнечного света. Если бы вы могли каким-то образом гарантировать серию двенадцатичасовых дней в таких условиях, рассчитывайте на неделю для этой «бесплатной» подзарядки. Это при условии, что вы на самом деле никуда не ездите, заметьте.
Более реалистично — но все же без вождения — общепризнанным модификатором является то, что вы увидите в среднем около 75% общей выходной мощности вашей солнечной панели. Это означает, что необходимо учитывать различные погодные условия, эффективность панели и другие факторы. В целом это увеличивает время полной зарядки почти до 100 часов, или примерно до полутора недель. Как видите, существует множество вариаций (в первую очередь, насколько чиста ваша солнечная крыша), а затем перевод этой мощности в пройденные километры добавляет еще один уровень неопределенности.
Агентство по охране окружающей среды оценивает Toyota в 39–44 мили пробега только на электричестве, в зависимости от размера колес, хотя то, насколько близко вы подойдете к этой оценке, будет зависеть от вашего стиля вождения, динамики дороги и многого другого. Солнечная крыша вполне могла бы помочь обеспечить энергией некоторые из этих электрических миль, хотя покупателям Prius Prime, вероятно, следует думать о ней как о забавном гаджете, а не о реалистичном способе избежать подключения к сети своего PHEV.