Двигатели Toyota серии A: история, модификации, применение и особенности


История и предшественники

Серия A была разработана Toyota в конце 1970-х годов как замена устаревшим двигателям K- и R-серий. Основной задачей стало создание экономичных, компактных и экологичных моторов для моделей вроде Toyota Tercel. Первые двигатели (1A, 2A, 3A) выпускались с 1978 года и имели объем 1.3–1.5 л. Серия стала основой для более совершенных моторов, таких как 4A-FE и 4A-GE, которые производились до 2006 года138.


Основные модификации и технические характеристики

  1. Ранние версии (1A, 2A, 3A)
    • 1A (1.5 л, 80 л.с.): карбюраторный, 8 клапанов, SOHC (1978–1980). Устанавливался на Tercel AL10.
    • 2A (1.3 л, 65–75 л.с.): карбюраторный, 8 клапанов. Применялся на Corolla AE80 и Tercel AL11/AL20 (1979–1989).
    • 3A (1.5 л, 62–85 л.с.): SOHC, 8 клапанов. Использовался на Carina, Corona, MR2 AW10 (1979–1989).
  2. 4A-серия
    • 4A-C/L (1.6 л, 70–90 л.с.): карбюраторные, 8 клапанов. Ставились на AE82 Corolla (1983–1986).
    • 4A-FE (1.6 л, 105–115 л.с.): инжекторный, 16 клапанов, DOHC. Самый массовый двигатель серии. Использовался на Corolla AE92/AE111, Carina E, Celica (1987–2001).
    • 4A-GE (1.6 л, 112–165 л.с.): спортивная версия с 16–20 клапанами, системой VVT. Применялся на AE86 Trueno, MR2 AW11, Levin (1983–1998).
    • 4A-GZE (1.6 л, 165 л.с.): версия с механическим нагнетателем. Устанавливался на AE92 Corolla GT-Z (1986–1993).
  3. 5A-FE и 7A-FE
    • 5A-FE (1.5 л, 105 л.с.): инжекторный, 16 клапанов. Использовался на Corolla AE100, Carina AT212 (1987–2006).
    • 7A-FE (1.8 л, 115–118 л.с.): увеличенный ход поршня (85.5 мм). Ставился на Caldina, Avensis (1994–2002).

Применение на автомобилях

Двигатели серии A устанавливались на множество моделей Toyota:

  • Компактные авто: Tercel, Starlet, Corolla.
  • Средний класс: Carina, Corona, Celica.
  • Спортивные модели: MR2, Levin, Sprinter Trueno.
  • Для азиатских рынков: версии 8A-FE (1.3 л) производились в Китае для моделей типа Toyota Vios.

Основные проблемы и слабые места

  1. Система Lean Burn (в 4A-FE, 7A-FE): вызывает провалы мощности из-за обедненной смеси на низкокачественном бензине.
  2. Датчики:
    • Лямбда-зонд (ошибка P0130–P0135) — обрыв подогревателя увеличивает расход топлива.
    • Датчик температуры (ошибка P0115–P0118) — приводит к сложному запуску на холодную.
  3. Износ постелей распредвалов: характерен для двигателей с пробегом свыше 200 тыс. км.
  4. Карбюраторные версии (4A-C, 1A): сложности с ремонтом из-за дефицита запчастей, низкая надежность.

Преемники и эволюция

  • Предшественники: двигатели K-серии (1K, 2K) и R-серии (2R, 3R).
  • Последователи:
    • 3ZZ-FE (1.6 л, 110 л.с.): менее надежный, с цепным ГРМ (2000–2006).
    • NZ- и AZ-серии: алюминиевые блоки, система VVT-i (с конца 1990-х).

Цены на вторичном рынке (2025)

  • 4A-FE: 15 000–30 000 руб. (зависит от состояния).
  • 4A-GE 20V (Blacktop): 50 000–100 000 руб. (редкие экземпляры).
  • 5A-FE/7A-FE: 20 000–40 000 руб.
  • Карбюраторные версии (1A, 2A): 5 000–15 000 руб. (чаще как доноры запчастей).

Итоги

Двигатели серии A стали эталоном надежности для Toyota. Несмотря на устаревшую конструкцию, они ценятся за ремонтопригодность и ресурс (300–500 тыс. км). Спортивные модификации (4A-GE) остаются популярными среди тюнеров, а массовые версии (4A-FE) — среди владельцев бюджетных авто. Основные риски связаны с возрастом двигателей и качеством обслуживания.